Практики субъектности

Основополагающим документом для дошкольных образовательных организаций является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором говорится о том, что образовательными организациями должны создаваться «…благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъект отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Развитие субъектных проявлений ребёнка дошкольного возраста в практике – одна из задач главных образовательной деятельности.

Система деятельности детского сада открыта для всех участников образовательных отношений, в которой высоко ценится личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования, а  часть мероприятий и дел инициируется самими детьми; осуществляется переход от традиционной педагогической системы, основанной на механизмах субъект-объектных отношениях педагога и воспитанника, к новым – субъект-субъектным отношениям и предполагает умение каждого участника образовательных отношений пройти все этапы деятельности: формирование мотивации, планирование (постановка цели, задач, подбор средств), осуществление конкретных действий и культурных практик по достижению цели, рефлексию (самооценка причин успеха, неудачи, выводы).

Культурные практики-это  обычные для ребенка (привычные) способы:

самоопределения- потребность делать что-то важное, осуществление выбора

саморазвития- способность к самостоятельному решению задач

саморегуляции- опыт успешной творческой деятельности.

В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог выбирает один или несколько вариантов совместной деятельности:

-совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;

овместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог — равноправные партнеры;

совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;

совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей;

амостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и другое), самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты и другое).

Методическая разработка: интеллектуально-развлекательная игра «Форд Боярд» для детей старшего дошкольного возраста, посвященная Дню Защитника Отечества

Методическая разработка: образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Подарок для мамы»

Конспект музыкального развлечения, посвященного Дню матери «Праздничный телеканал»

Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Метод проектов  система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

  • Проблема;
  • Проектирование или планирование;
  • Поиск информации;
  • Продукт;
  • Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Исследовательская работа: «Может ли собака быть другом человека?«

Исследовательская работа: «Как погода влияет на рыбалку«