Функциональная грамотность

Математическая грамотность дошкольника — это способность выделять математическую проблему решать её, функционально использовать математические знания и умения в различных ситуациях. В дошкольном возрасте создаётся базовая основа математики, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания, умения и применять их уже в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач.

В детском саду, в старших возрастных группах прошли мероприятия по теме «Формирование основ математической грамотности посредствам игровых дидактических пособий». Дети с удовольствием принимали участие, активно выполняли математические задания. В мероприятии использовались дидактические пособия: «Дары Фрёбеля», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», счётные палочки, карточки схемы с заданиями.

Приобщение ребёнка к книге — одна из важных задач, стоящая перед педагогами детского сада сегодня. Если быть точнее, то в детском саду мы должны формировать предпосылки читательской грамотности.

У детей дошкольного возраста наблюдаются предпосылки читательской грамотности:

— формирование у детей интереса к чтению, мотивации к обучению чтения, воспитание будущего читателя;

— становление и развитие у детей смыслового восприятия фольклора и художественной литературы, процесса понимания на слух и интерпретации информации из текстов различных жанров;

— стимулирование детской активности в применении извлеченной информации в самостоятельной игровой, творческой, бытовой деятельности;

— предпосылки обучения грамоте через формирование звуковой аналитико-синтетической активности;

— предпосылки ценностного смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Формирование основ читательской грамотности с дошкольниками проходит в четыре этапа:

  • организационно подготовительный (организация предметно пространственной развивающей и речевой среды);
  • мотивационно-диагностический (продуманный анализ содержания произведения);
  • деятельностный (развитие у детей самостоятельности в совместно-творческих проявлениях);
  • рефлексивный (организация совместной игровой деятельности с детьми по мотивам произведения художественной литературы).

В детском саду организованны «Центры книг»

Краевой конкурс «Читающая мама-читающая страна». Номинация: «Увлекательное  чтение дома»

Конкурс «Читающая мама»

Естественнонаучная грамотность — это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности делится на три основных компонента:

  1. Способность объяснять естественнонаучные явления на основе научных знаний: умение называть, характеризовать, описывать и объяснять причинно-следственные связи между естественнонаучными явлениями и объектами; умение произносить и объяснять изменение предметов и объектов в результате воздействия на них человека или их взаимодействия с использованием научных знаний.
  2. Способность интерпретировать данные и использовать их для выводов: владение способностями работы с данными (со знаками. символами, таблицами, схемами) естественнонаучных явлений в различных видах деятельности; умение использовать данные для объяснения причин, взаимосвязи объектов окружающего мира и делать выводы, умозаключения на основе данных из разных источников.
  3. Способность применять методы естественнонаучного исследования: умение выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов и определять адекватные методы для их решения; умение следовать простому алгоритму в использовании методов; способность сбора информации из разных источников о естественнонаучных источников.

Освоение детьми закономерностей окружающего мира через элементарное экспериментирование и исследовательскую деятельность наиболее продуктивно и интересно. Именно эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы. В младшем дошкольном возрасте идёт познание мира в целом. В среднем и старшем дошкольном возрасте начинается исследовательская деятельность.

В детском саду организованны «Центры экспериментирования»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

    Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:

что такое деньги, какие они бывают;

что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;

что такое карманные деньги, банковская пластиковая карта ребенка;

как планировать свои расходы;

техника безопасности использования банковских карт.

В детском саду оформлены «Центры финансовой грамотности»

Креативное мышление — это процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Креативность — это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности.

Для развития креативного мышления у детей дошкольного возраста в нашем детском саду используются следующие методы:

— создание развивающей среды;
— использование метода проектов;
— работа с разными видами творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другими);
— развитие внимания ребёнка к малосущественным вещам;
— обучение ребёнка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья;
— развитие поисковой активности во всех сферах.