Меню сайта

Полезные ссылки

В помощь воспитателю

Уважаемые коллеги! Надеемся, что информация по созданию предметно-развивающей среды вам окажется полезной и целесообразной.

 

 

 

 

Формирование
предметно-пространственной

развивающей образовательной среды

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

В привычной для современных педагогов формулировке понятие «развивающая предметная среда детства» стало использоваться в конце 20 века. Термин введен в 1988 году, исследования по теме проводились с 1960 года в Москве при Академии пед.наук НИИ дошкольного воспитания.

В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных.Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

 «Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств». С.Л.Новоселова

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  • Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12                      «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию  на июль 2011 года)
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ                   «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ). (Статья 2. Основные понятия… Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или0 развитию детей. Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет. Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет)
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

ФГОС дошкольного образования

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

 10. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации…

11. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

12. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать:

-             реализацию различных образовательных программ, используемых  в образовательном процессе Организации;

-             в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

-             учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

13. Развивающая предметно-пространственная среда … должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ

1)                Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство…должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря…должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

ВАРИАТИВНОСТЬ

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

ДОСТУПНОСТЬ

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников…всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников…к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

БЕЗОПАСНОСТЬ

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Функции предметно-пространственной среды

  • Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
  • Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
  • Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Определим основные функции предметно-развивающей среды для детей и взрослых.

При проектировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

- следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия; вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры – людям и животным, роли которых используют играющие партнеры (сверстник или взрослый); вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и т.д.); провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста;

- антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие ростовозрастных характеристик параметрам предметно-развивающей среды.  

- психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметно-развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

- психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметно-развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметно-развивающей среды.

- учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света.

- учитывать совокупность звучания звукопроводящих игрушек.

- материалы, используемые для изготовления объектов предметно-развивающей среды, не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.

Наполняемость предметно-развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда

Рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности;

Включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения;

Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

 Сайты для педагогов ДОУ

Для публикации статей (конспектов) сайты:

Детские конкурсы, фестивали

Конкурсы для педагогов:

И другие полезные сайты

 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
Скачать
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Здоровьесберегающие педагогические техно
Adobe Acrobat документ [639.2 KB]
Скачать
Скачать
БОЕВЫЕ ОРДЕНА.pdf
Adobe Acrobat документ [697.6 KB]
Скачать
Скачать
История Георгиевской ленточки.pdf
Adobe Acrobat документ [397.5 KB]
Скачать
Скачать
Ордена и медали ВОВ.pdf
Adobe Acrobat документ [1.8 MB]
Скачать
Скачать
Пасха.pdf
Adobe Acrobat документ [489.4 KB]
Скачать