Меню сайта

Полезные ссылки

Современные технологии

Современные технологии, использующиеся в современной практике

  • Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
  • Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки.

 Технологии, используемые в работе с детьми:

 1. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду

  – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

 Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

 2. Технология развивающего обучения

 (образовательная программа ДОУ).

 Развивающее обучение - направление в теории и практике образования,  ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное  действия, на познание, на новое.

 Развивающая среда ДОУ, программы ДОУ

 3. Метод проектов    и   4. Развитие исследовательских умений

 В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт,  испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьмимладшего дошкольного возрастапедагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности

 1. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

 2.Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей

  I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

  II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему. После составления совместного плана действий начинается

  III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности. Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости  от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

  5. Технология проблемного обучения в детском саду

 Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

 В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

 Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного

 На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

 Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

 Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

 5.ТРИЗ в ДОУ

 ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

          Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия  вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х.  годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно -  мыслящих личностей, умеющих решать проблемы.   Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».

         В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.

         Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

 ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие  

         ТРИЗ дает возможность  проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

         ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.  Именно поэтому мы применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ – технологии.

         Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

         Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

         На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

         Следующий этап – это « тайна двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении.  Когда что – то в нем хорошо, а что- то плохо, что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно.

         Следующий этап разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых  и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед ) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

         Следующий этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать  необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

         Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо - плохо», «Письмо SOS» с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны ТРИЗ. На занятиях по ознакомлению с художественной литературе дети сочиняют сказки с помощью схем. Эту работу я начала со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Затем попробовали придумывать сказки сами и схематично выкладывать их с помощью счетных палочек.

  Творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро  меняющемся мире. 

 6. Технология разноуровневого обучения

 - это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждоговоспитанника.;

 это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка  принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

 Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

 ¦ психолого-педагогическая диагностика воспитанника;

 ¦ сетевое планирование;

 ¦ разноуровневый дидактический материал.

 7.Технология коллективного способа обучения

  Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми.

  Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.

 Обучение - это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности.

 Обучения вне общения не существует. Общение может происходить непосредственно (через устную речь, люди слышат и видят друг друга) и опосредовано (через письменную речь (газеты, журналы и т. д.) , когда люди не видят и не слышат друг друга).

 Опосредованное обучение между обучающимися и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации  работы. Ребёнок выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает.

 Непосредственное общение между людьми имеет различное построение: может происходить в паре (парная форма организации обучения, например ребёнка совместно прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения), со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек).

 Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными. Ни одно из этих форм не является коллективной.

  Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди).

  Основные признаки КСО 

 - ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения).

 - осмысленность процесса познания.

 - все обучают каждого и каждый всех.

 - при коллективных учебных занятиях (КУЗ) знания - хорошие, умения - уверенные, навыки - надежные.

 - обучение ведется на основе и в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества педагога и ребёнка.

 - активизируются межличностные отношения (ребёнок - ребёнок), которые способствуют реализации в обучении принципов непрерывной и безотлагательной передачи знаний.

 - ведущей организационной формой обучения является коллективная, т.е. работа детей в парах сменного состава.

 Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

 Коллективный способ обучения считается запущенным только тогда, когда каждое задание выполнено хотя бы одним ребёнком, т. е. когда каждый ребёнок выполнил свое задание, и готов обучать всех остальных участников этой работе, получив обучение по остальным заданиям в сменных парах. Если по какому-то заданию никто не справился с решением, педагог должен дать консультацию. Отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий видна из следующей карточки. Против каждой фамилии в соответствующей графе ставится точка, означающая, что ребёнок может консультировать по тому или иному заданию. После окончания работы в паре на месте точки ставится +. Каждый ребёнок выполняет все заданий, работая с разными партнерами. Сначала организуется несколько групп по 5—7 учащихся, и они работают по своему набору заданий в карточках. Через некоторое время в каждой группе появляются дети , освоившие соответствующую часть теории и справившиеся со всеми задачами. Из них создаются новые микрогруппы для решения задач из других карточек.

 Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

 Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

 На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у воспитанников развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

 При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

 · Обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты учебного материала, разными способами и средствами, за разное время;

 · Разные дети осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам;

 · Наличие сводных учебных групп как мест пересечения разных маршрутов продвижения обучающихся. Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

 КСО идеально подходит для работы в разноуровневой группе, классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ребёнка. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика. Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов: • наличие сменных пар учащихся; • их взаимообучение; • взаимоконтроль; • взаимоуправление

 Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

 Создание диафильма

 В   организации   коллективного    труда    детей    выделяются    три

 последовательных этапа: распределение предстоящей работы между  участниками,

 процесс  выполнения  задания   детьми,   обсуждение   результатов   трудовой

 деятельности. Каждый из этих  этапов  имеет  свои  задачи,  решение  которых

 требует своеобразных методов руководства детьми.

 8. Интерактивная технология в ДОУ, технология  ИКТ.

       Использование ИАТ является одним из эффективные способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

      Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память; речь, а также мелкая моторика. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, когда ему интересно, изучающий материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

 В рамках реализации  программы развития детей с использованием интерактивных технологий мы поставили перед собой цель: 

 Повышение эффективности образовательного уровня детей дошкольного возраста методом приобретения ими навыков использования информационных технологий; создание стимулирующей среды обучения, способствующей  социальному и когнитивному развитию детей.

 9.Игровая технология.

 Имитационного моделирования (игровая)

 Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.  Педагогическая технология организации режиссёрских игр детей:

 Для развития игровых умений создаётся полифункционаольный игровой материал., целесообразно использовать сказочные сюжеты, длительность организации игры может длиться  2-3 месяца.

 Этапы пед. технологии:

 1 этап: обогащение игрового опыта содержанием на основе организации  художественного восприятия сказки.

 2 этап: развитие сюжетосложения на основе использования полифункционального игрового материала по сюжетам новой или знакомых сказок. Полифункциональный материал представляет собой « смысловое поле» на котором разворачиваются игровые события.

 3 этап: развитие сюжетосложения на основе самостоятельного создания полифункционального игрового материала и придумывания новых приключений героев сказки.

 Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.

  Тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью.

 Этапы технологии:

 1 этап:

 Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отражать в игре (наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях). Важно знакомить ребёнка с людьми, их деятельностью, отношениями.

  2 этап:

 Организация сюжетно-ролевой игры ( «игра в подготовку к игре»).

 Определение ситуации взаимодействия людей, придумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

 Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателями, детского коллекционирования, совместная игровая деятельность воспитателя с детьми;

 3 этап:  Самостоятельная игровая деятельность детей; организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает

 10. Технология интегрированного занятия

  Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

 Интергирование - соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При  этом  решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить  обобщающие занятия, презентации тем., итоговые занятия.

  Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии :

 -сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

 -проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа»докажи», «Объясни».

  Примерная структура:

 -вводная часть: создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения (н-р, что произойдёт, если на планете не будет воды?0

 Основная часть: новые задания на основе содержания различных областей с опорой на наглядность; обогащение и активизация словаря.

 3 заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа ( дидактическая игра, рисовании;

 Каждое занятие ведёт 2 или более педагогов.

  Методика подготовки и проведение:

 - выбор областей

 -учёт программных требований;

 -базовое направление;

 -выявить основной принцип  построения системы занятия;

 -продумать развивающие  задач;

 -использовать  разнообразные виды деятельности;

 -учитывать особенности формирования развития различных видов мышления4

 -использование большего количества атрибутов и наглядного материала;

 -использовать методы и приёмы продуктивного характера;

 -учитывать личностно-ориентированный подход;

  Боле целесообразная интеграция областей « Познание и физическая культура»;  «Познани: математика и художественное творчество»;  музыка и познание», «Художественное творчество и музыка»; «Коммуникация и худ.творчество»

 1.1. Нетрадиционные техники рисования.

  Технологии, используемые в работе

с педагогическим коллективом.

 Технология формирования индивидуального стиля управленческой деятельности заведующего(старшего воспитателя). Руководитель ДОУ воздействует на мотивационную сферу, используя поощрения и наказания, моральные и материальные стимулы, создаёт психологический климат, вызывает стремление работать лучше, подбирает задания с учётом интересов и способностей работников. Главным слагаемым черт является умение поддержать доброе имя педагога в глазах коллектива путём доброжелательной оценки его работы, опираться  на коллектив при стимулировании активности личности.Развитию индивидуального стиля управленческой деятельности способствуют технологии:

 -деловой игры, психолого-педагогические аутотренинги с сотрудниками, семинары- практикумы, семинары- брифинги, мозговые штурмы, устные журналы, интеллектуальное казино, тестовое задание, тренинги.

 1.2.Технология самовоспитания и самообразования педагога в системе дошкольного воспитания.

  Самовоспитание и саморазвитие- высшие формы саморазвития –сознательная работа по совершенствовании своей личности как профессионала.

 Технология самовоспитания-

 -Самодиагностика

 -самоанализ деятельности воспитателя

 -анализ состояния по проблеме

 -осознание необходимости самовоспитания

 -определение целей и задач

 -определение основных направлений

 -изучение литературы по проблеме

 -создание программы по самовоспитанию

 -разработка критериев качественных изменений

 -выбор форм и методов самосовершенствования

 -стимулирование

 -деятельность воспитателя по выполнению воспитательно-образовательных программ

 -подведение итогов самовоспитания  и самосовершенствования.

 Технология самообразования педагогов:

 -самодиагностика педагога

 -анализ деятельности по проблеме

 -разработка программ самообразования

 корректировка плана

 -итоговая диагностика

 - закрепление достигнутых результатов

 -определение более сложных задач на будущее.

 1.3. Педагогический совет

 -постоянно действующий орган коллегиального рассмотрения деятельности ДОУ, трибуна передового педагогического опыта.

 Алгоритм подготовки и проведения педагогических советов:

 -работа творческой группы педагогов по подготовке к педсовету

-анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива

 -анкетирование детей и родителей по теме педсовета

 -подготовка технологической карты проведения педсовета

 -демонстрация детских видов деятельности, мероприятий по теме педсовета

 -работа совместных творческих групп и родителей воспитанников для решения поставленных задач.

 1.4. Дискуссия.

-это обсуждение какого-либо спорного  вопроса, характеризующееся различием позиции в объединении с попыткой поиска позиции, которую могли бы принять все участники.

  Стадия ориентации- ведущий оглашает цель дискуссии, объясняет актуальность дискуссионной проблемы и что дать обсуждение.

 Стадия оценки –на данной стадии происходит сопоставление, конфронтация, конфликт мнений, идей , информации.

 Стадия консолидации- выработка общих мнений, позиций

 1.5 .Мозговой штурм.

 Метод обучения, основанный на групповом формировании проблемно-познавательной ситуации, представляющей собой единство двух элементов – выдвижения идей и их развития.

 Подготовительный этап-  формирование проблемы. Проблема должна иметь  теоретическую и практическую актуальность и вызывать активный интерес участников мозгового штурма.

 Отбор у частников -7-12 чел, делитанты и специалисты.

 Формулирование правил ведения мозгового штурма( запрет критики, шутливые идеи, каждый участник высказывает своё мнение).

  Этап генерирования идей-  ставится проблема, выдвигаются идеи(20мин)

 Этап анализа и оценки идей –обсуждение, отбор и оценка лучших идей. Ведущий  подводит итоги, называется общее число идей, даётся общая оценка работе.

  Преимущества технологии:

 -проблема всегда перед глазами, работник придумывает что-то своё., если идей нет, значит надо нати способы побудить сотрудников участвовать в мозговом  штурме.

 1.6 Проектная деятельность педагога.

Проектирование -это создание ,конструирование замысла и предварительная разработка основных деталей деятельности в конкретных условиях..

 Педагогическое проектирование- это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей.

 Деятельность проектирования всегда имеет цель создание нового объекта или процесса.. Это продуктивная деятельность, её  продуктом выступает проект. Педагогический проект- это система планируемых  и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определённых целей, которые в свою очередь зависят от приоритетных педагогических ценностей.

 Необходимость проектов возникает :

 - в проблемных ситуациях, когда перед людьми, вовлечёнными  в них стоит значимая проблема

 - при изменении такого масштаба при осуществлении текущей деятельности.

 -когда сложно оценить все последствия от внедрения новшеств.

  1 этап: подготовительная работа:

 -анализ объекта проектирования

 -выбор формы проектирования

 -теоретическое обеспечение проектирования

 -методическое обеспечение проектирования

 -пространственно-временное обеспечение проектирования

 -материально-техническое обеспечение проектирования

 -правовое обеспечение проектирования

 2 этап: Разработка проекта:

 -выбор системообразуещего фактора

 -установление связей и зависимостей компонента

 -написание документа.

 3 этап: проверка качества объекта

 -мысленное экспериментирование применения проекта

 -экспертиза оценки проекта

 -корректировка проекта

 -принятие решения об использовании проекта.

 1.7 Анализ конкретных ситуаций

 Ситуация- это сочетание условий и обязательств, создающих определённую обстановку, положение. Под конкретной ситуацией понимается реальное событие, происшедшее под влиянием некоторых факторов.

 Технология анализа:

 1 этап: первоначальное знакомство с материалом. Каждый педагог или группа получает описание ситуации и самостоятельно изучает материал

 2 этап: предварительное обсуждение ситуации в аудитории. Ведущий отвечает на вопросы, возникающие у участников проблемы.

 3 этап: анализ практической ситуации в подгруппе. Необходимо подготовиться к формулировке своих выводов и заключений пред межгрупповым обсуждением.

 4. Межгрупповая дискуссия Представитель от группы высказывает мнение.

 5этап: подведение итогов.  Ведущий даёт оценку

 1.8.  Портфолио.

 Портфолио-технология  и портфоллио -продукт.

 Портфолио -технология-  в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.

 Этапы:

 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.

 2. разработка структуры  материалов портфолио.

 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. Выработка критериев оценивания материалов кпорфолио.

 4. Сбор и оформление материалов Рефлексия деятельности на этапе.

 5.  Пробы в презентации портфолио.

 6. Презентация в рамках цели создания и использования

 7.Оценка результатов деятельности. Итоговая рефлексия.  Как только заканчивается процедура аттестации, сразу же начинается подготовка к следующей и цикличность повторяется.  Портфолио - это отчёт по процессу деятельности , основанный на принципе» добровольности»

 1.9. Мастер-класс

Мастер-класс- ярко выраженная форма ученичества именно у мастера, т.е. передача мастером ученикам опыта. Это средство передачи педагогом -мастером концептуальной и практической сторон только своей педагогической системы.

 Технология подготовки и проведения:

 1. цель- создать условия для профессионального самосовершенствования участников -мастер-класса.

  1 этап: презентация педагогического опыта мастера.

 2. представление системы педагогической деятельности

 3. Имитационная игра.

 4. моделирование

 5. рефлексия.

 1.10. Деловая игра

Деловая игра- это имитация жизненной ситуации, процессов производств и профессиональной деятельности, занятой в ней людей.

  Технология деловой игры:

 1. Определение назначения игры. Для кого игра, сколько человек примет участие в игре.

 2. Определение цели игры. Существуют педагогические и игровые цели.

 3. определение содержания игры.

 4. определение комплекса ролей и инструкции по их выполнению

 5. определение правил игры

 6. Выбор системы оценивания

 7. Составление комплекта игровой документации

 8. Текстовое и графическое оформление деловой игры.

  Проведение деловой игры имеет  4 последовательных этапа:

 1. Информационно-теоретический.

 2. организационный

 3. Игровой

 4. Подведение итогов.

  1.11. Педагогическая студия.

 Педагогическая студия –рассматривается как адекватная для обучения профессиональному ремеслу форма.

 Технология: Этюд, экспликация, коррекция.рефлексия.

 Рефлексия. Вопросы:

 Какие технологии вы сегодня увидели.

 Можно провести в виде технологии –упражнения « Шесть шляп». Ведущий предлагает участникам высказать своё мнение о работе

  Красная шляпа- эмоции, интуиция, чувства человека. Когда одевает эту шляпу, человек отвечает «Какие у меня по этому поводу возникли чувства»

 Чёрная- критика, недоверие, осторожность. Какие препятствия, недостатки, сработает ли это? 

Жёлтая шляпа- поиск положительных сторон, преимуществ, почему это стоит сделать.

 Зелёная шляпа- различные новые идеи, предложения, творчество.

 Белая шляпа- чистый лист –поиск информации, ответ на вопрос Какой информацией обладаем?»

 Синяя шляпа  -организация мышления- чего мы достигли, что будем делать дальше.

 

Подробнее: Современные технологии

Методическая консультация

Рекомендации для педагогов

по работе над проектом:

  1. Изучить тематику проекта.
  2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  3. Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
  9. Развивать творческое воображение и фантазию детей, способствовать развитию их интеллектуальных способностей.

10.Творчески    подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.

12.Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу,  театрализованного действия и т.п.

План работы педагогов

по подготовке и реализации проектов:

  1. Изучение социально значимой проблемы в работе с дошкольниками;
  2. Постановка цели, определение основных задач по реализации данной проблемы;
  3. Обоснование целесообразности проекта, определение сроков реализации;
  4. Разработка плана достижения цели;
  5. Составление плана - схемы основных этапов реализации проекта.
  6. Определение источника финансирования (если это требуется);
  7. Предоставление материалов по реализации проекта Совету педагогов;
  8. Обсуждение плана работы по реализации проекта с родителями, привлеченными специалистами;
  9. Привлечение сторонних специалистов к осуществлению соответствующих этапов проекта.

10.Поиск  и обработка информации по реализации проекта, накопление полученного материала.

11.Разработка и включение в план-схему проекта занятий с детьми, игр, бесед, мероприятий и других видов детской деятельности;

12.Анализ        н корректировка основных этапов проекта;

13.Выполнение       домашнего задания детьми, их родителями для самостоятельного изучения и выполнения задач по реализации проекта;

14.Презентация       проекта, открытое занятие, праздник и др.

15.Оформление проектной документации, подготовка отчетов по реализации проекта.

 

В помощь воспитателю

Уважаемые коллеги! Надеемся, что информация по созданию предметно-развивающей среды вам окажется полезной и целесообразной.

 

 

 

 

Формирование
предметно-пространственной

развивающей образовательной среды

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

В привычной для современных педагогов формулировке понятие «развивающая предметная среда детства» стало использоваться в конце 20 века. Термин введен в 1988 году, исследования по теме проводились с 1960 года в Москве при Академии пед.наук НИИ дошкольного воспитания.

В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных.Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.

 «Предметно развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств». С.Л.Новоселова

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  • Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12                      «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию  на июль 2011 года)
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ                   «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ). (Статья 2. Основные понятия… Статья 5. Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или0 развитию детей. Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет. Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет)
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

ФГОС дошкольного образования

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

 10. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации…

11. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

12. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать:

-             реализацию различных образовательных программ, используемых  в образовательном процессе Организации;

-             в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;

-             учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

13. Развивающая предметно-пространственная среда … должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ

1)                Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство…должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря…должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

ВАРИАТИВНОСТЬ

4) Вариативность среды предполагает:

  • наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

ДОСТУПНОСТЬ

5) Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников…всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников…к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

БЕЗОПАСНОСТЬ

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Функции предметно-пространственной среды

  • Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
  • Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
  • Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Определим основные функции предметно-развивающей среды для детей и взрослых.

При проектировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

- следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия; вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры – людям и животным, роли которых используют играющие партнеры (сверстник или взрослый); вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и т.д.); провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста;

- антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие ростовозрастных характеристик параметрам предметно-развивающей среды.  

- психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметно-развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

- психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметно-развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметно-развивающей среды.

- учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света.

- учитывать совокупность звучания звукопроводящих игрушек.

- материалы, используемые для изготовления объектов предметно-развивающей среды, не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка.

Наполняемость предметно-развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда

Рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности;

Включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения;

Позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

 Сайты для педагогов ДОУ

Для публикации статей (конспектов) сайты:

Детские конкурсы, фестивали

Конкурсы для педагогов:

И другие полезные сайты

 ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
Скачать
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Здоровьесберегающие педагогические техно
Adobe Acrobat документ [639.2 KB]
Скачать
Скачать
БОЕВЫЕ ОРДЕНА.pdf
Adobe Acrobat документ [697.6 KB]
Скачать
Скачать
История Георгиевской ленточки.pdf
Adobe Acrobat документ [397.5 KB]
Скачать
Скачать
Ордена и медали ВОВ.pdf
Adobe Acrobat документ [1.8 MB]
Скачать
Скачать
Пасха.pdf
Adobe Acrobat документ [489.4 KB]
Скачать